Описание проблемы

Цели и задачи

Методы

Описание проблемы

Ожидаемые и полученные результаты







Проект по теме года «Искусство Нижегородской области»

«Гипюра сказочный узор»

Проблема, которую я постараюсь разрешить в своей работе – актуальность использования элементов традиционной вышивки в украшении современного костюма.

Что такое нижегородский гипюр?

 – Это сквозная вышивка с удивительной красотой и своеобразием своего орнамента, не встречается в других районах страны. Он выполняется по продернутой на ткани сетке с размером ячеек сетки 0,5÷0,8 см. Своеобразие нижегородского гипюра заключается  в том, что здесь определенный шов оказывает существенное влияние на характер орнаментальных форм — их очертание и фактуру. Сложилась такая техника вышивки на рубеже 19-20  веков в результате соединения традиционной народной строчки с другими приемами образования ажурного узора, которые получили широкое распространение в городской среде. К ним относятся японская строчка, филе по плетеной сетке, игольный гипюр.

Горьковский гипюр, как определенный вид вышивки, складывался в народной среде постепенно. Вначале в угоду покупателю народные мастерицы вводили в традиционную белую строчку новые приемы, отбирая наиболее интересные разделки. Затем появились вышивки с усложненным узором из длинных пушистых настилов. Постепенно увеличивались и размеры ячеек сетки.

В конце 30-х годов начинают намечаться существенные изменения в стиле нижегородского гипюра за счет введения новых приемов выполнения узора. Введение в узор большого количества длинных стежков повлекло за собой не только обогащение фактуры вышивки,— она стала более рельефной, но и изменение стиля самого орнамента. С одной стороны, узор стал крупнее и декоративнее. С другой, появились новые мотивы орнамента, не встречавшиеся ранее в такой вышивке. С третьей, привычные формы орнамента стали более сложными. Особенно это отразилось на очертании «цветков», которые в основном стали формироваться теперь из длинных стежков и начали больше походить на головки сказочных цветков. Такие цветки получили со временем бесконечное множество вариантов. На одних произведениях по-прежнему главенствовали цепочки ромбов, в просветы которых вписывались «цветки» разнообразных очертаний. На других орнамент строился из самих цветков, которые складывались в узоры самого разного размера и формы: полосы, ромбы, круги, квадраты, прямоугольники. В таких новых вышивках начинает ярче выявляться контраст между фоном и узором. Для этого вокруг орнамента всегда оставлялся ряд незаполненных ячеек, отчего каждый «цветок» четко выступал на ажурном фоне. Оставшиеся же ячейки сетки вокруг орнамента переплетались различными разделками в одну тонкую  нитку,  которые образовывали полутон. Такие прозрачные вышивки с контрастом белых плотных и легчайших разделок обладали богатейшей светотеневой игрой фактуры, которая получалась за счет разного переплетения нитей, идущих параллельно и по диагонали по отношению к столбикам сетки. Вышивки, где строго геометрический узор сочетался с «цветками», были характерны для целого ряда предприятий Горьковской области. Лучшими были произведения художников и мастериц из Бора, Городца, Чкаловска и Пуреха.


Comments